7 мая 2015
Система подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ по географии
Е.И. Матяш, учитель географии
высшей квалификационной категории
МОУ «ТСШ№14»
Современный мир очень изменчив, а значит, к системе образования предъявляются новые требования. Мы, учителя, должны воспитывать граждан, умеющих ориентироваться в огромном потоке информации и быстро реагировать на все изменения.
Взаимосвязь общественного развития и системы образования привела к необходимости внедрения новых методов обучения, а, следовательно, и новых форм проверки знаний учащихся.
В 2012 году Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал основной формой итоговой государственной аттестации всех выпускников школ Приднестровской Молдавской Республики. Выпускник, который выбирает географию для сдачи ЕГЭ, должен подготовиться к этому серьезному испытанию.
Единый государственный экзамен радикально отличается от привычной формы проверки знаний. Такая новая форма экзамена требует хороших знаний по предмету, предварительной психологической подготовки.  При новой форме сдачи экзамена от школьника требуются: высокая мобильность, высокий уровень организации деятельности, высокая устойчивая работоспособность, высокий уровень концентрации внимания. 
ЕГЭ, как форма оценки знаний, не лишен недостатков, но у него есть и достоинства: сокращается нагрузка на выпускников (экзамен засчитывается и как выпускной школьный, и как вступительный), возросла объективность оценки, так как основную часть заданий проверяет компьютер и т.д.
Итоговая аттестация в форме ЕГЭ для нас, учителей, стала свершившимся фактом. Но для детей экзамен в подобной форме является стрессогенным фактором - ведь выпускник 11-го класса сдаёт ЕГЭ в первый раз. А значит, основная задача, которая стоит перед каждым учителем, это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче экзамена, потому что результаты, полученные выпускниками на ЕГЭ, это и оценка работы учителя. И учащиеся, и  учителя все больше заинтересованы в получении как можно лучших результатов.
Какие действия необходимо для этого предпринять?
Я отработала систему, алгоритм подготовки учащихся к ЕГЭ. И несмотря на то, что сдача экзамена является новой формой итоговой аттестации, мною собран достаточный материал:
  • Задания по основным разделам географии, с помощью которых выявляю пробелы в знаниях;
  • Демонстрационные варианты КИМов;
  • Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по географии;
  • КИМы прошлых лет;
  • Инструкция по выполнению работы;
  • Бланки ответов 1 и 2;
  • Инструкция по заполнению бланков;
  • Рекомендации для выпускников по психологической подготовке к сдаче ЕГЭ;
  • Список литературы
  • Адреса сайтов.
 
Рассмотрим структуру КИМа:
В него водит 44 вопроса (по разделам 6-11 классов и республиканский компонент)
Задания части А включают 24 вопроса, где необходимо выбрать 1 из 4 вариантов ответа, выполнив их, ученик получает по 1 баллу.
За более сложные задания части В2-В5 ученик может получить 2 бала, а за простые В1, В6-В14 – по 1 баллу. Часть В содержит 14 вопросов.
Задания части С самые сложные, их 6. Здесь необходимо дать развернутый ответ. В зависимости от полноты и правильности ответа присваивается до 2 баллов.
Общий максимальный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 54 балла. Структура тестовых заданий не однотипна.
Когда же  начинать учить детей решать тесты? И на него просто ответить: с начальной школы. Для нас учителей географии – с 5 класса, когда мы встречаемся с учащимися на уроках природоведения. Конечно, к вопросам, предлагаемым младшим школьникам, предъявляются совершенно иные требования, но чем раньше ребенок познакомится с такой формой оценки знаний, тем легче она будет ему даваться в будущем.
Следующий вопрос: как учить?
Основные географические понятия, термины, закономерности изучаются на протяжении нескольких лет: с 6-го по 11 классы.  К 11 классу это немного подзабывается, и знания, умения и навыки необходимо восстановить в памяти. 
Занятия с 11-классниками стараюсь начать  как можно раньше, тогда можно успеть спокойно повторить материал. Системный подход к повторению изученного материала - вот одна из главных задач при подготовке к экзамену.
Занятия по каждой теме начинаем с пробного тестирования, цель которого – выявить пробелы в знаниях. Следующим этапом является повторение и проработка теоретического материала по теме, затем опять работа с тестовыми материалами.
 Систематические консультации по контрольно-измерительным материалам (КИМ) способствуют систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков работы с ними. Таким образом, учащиеся знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов в новой форме, привыкают к формулировке заданий и типам тестов, используемых в А и В части КИМ, учатся коротко и логично отвечать на задания части С.
 При подготовке использую пособия, в которых кратко изложен материал и есть тесты. Например, «ЕГЭ без проблем», «ЕГЭ. География. Сдаем без проблем!», «География: пособие для поступающих в ВУЗы». Широко использую тестовые материалы прошлых лет.  При подготовке к ЕГЭ по географии рекомендую использовать учебники, допущенные к использованию в образовательных учреждениях, картографические и статистические источники для поиска и извлечения информации. Большое внимание уделяю работе с картой. Не зная хорошо карты, невозможно удовлетворительно знать предмет.
Незаменимой и, пожалуй, главной частью подготовки к ЕГЭ является самостоятельная работа: без регулярной, осмысленной, творческой работы дома хорошего результата не добиться. Обычно стараемся договориться с детьми, чтобы они выполняли по одному тесту в неделю, это позволяет выработать автоматизм при работе с тестом.  Учащемуся необходимо постоянно напоминать, что он должен решать все больше и больше разнообразных заданий и самому найти стратегию ее решения, а также сохранять веру в свои силы и возможности, помнить, что тест – не приговор, а сиюминутный или, во всяком случае, однократный замер. Это поможет ученику сохранить веру в себя и волю к победе. Знания, полученные в ходе подготовки или самоподготовки, позволяют выпускнику на экзамене быстро ориентироваться в вопросах и качественно выполнить задания.
Обучение процедуре тестирования должно идти поэтапно. Ученики должны учиться применять свои знания и аргументированно объяснять, какой ответ правильный и почему.
Часто обладая неплохими знаниями, ученик может просто не знать, как правильно оформлять и записывать в бланк ответы. Испытуемый должен четко  знать правила работы с КИМом и бланками ответов.
На финальном этапе подготовки предлагаю заполнять ответы непосредственно в самих бланках ответов ЕГЭ, чтобы не делать механических ошибок при заполнении бланка и чувствовать время, отведенное на экзамен.
Неприятие ЕГЭ зачастую порождается просто неумением и незнанием того, как правильно к нему подготовиться. Обобщив, выше сказанное, предлагаю,
Общие рекомендации учителю, по подготовке учащихся к ЕГЭ:     
  • Познакомьтесь  с нормативными документами по проведению ЕГЭ;
  • Создайте банк тестовых заданий (тесты по основным темам курса географии; демоварианты КИМов, КИМы прошлых лет)
  • Выявите пробелы в знаниях учащихся»
  • Проводите систематическую работу по актуализации знаний, умений и навыков;
  • Организуйте самостоятельную работу учащихся при подготовке к ЕГЭ (рекомендации, ссылки на различные сайты, онлайн-тесты)
  • Проведите поэлементный анализ заданий, традиционно вызывающих трудности у выпускников;
  • Формируйте у учащихся навыки работы с тестами и заполнению бланков ответов;
  • Проведите психологическую подготовку работы с тестами.
 
Подготовить учащихся к ЕГЭ - это большой труд. Но не нужно этого бояться. Если вы хорошо знаете, любите свой предмет и своих учеников, вы обязательно сможете достичь высоких результатов в подготовке к ЕГЭ по географии.
Удачи Вам и Вашим ученикам в подготовке к экзамену!