7 мая 2015
Практическое занятие по элективному курсу «Риторика и русский язык» в 7 классе
ИСКУССТВО БЫТЬ ДРУГИМ, УЧИМСЯ   БЛАГОДАРИТЬ
Цель урока: объяснить, от чего зависит способность понимать людей; научить выражать свое доброе отношение к людям, формировать навыки по культуре общения.
Оформление:  презентация.
                                                                              Нам не дано предугадать,
                                                                              Как слово наше отзовется,
                                                                             - И нам сочувствие дается,
                                                                              Как нам дается благодать...
                                                                    Ф. И. Тютчев.
Сочувствие - отзывчивое отношение к чужому чувству, участие. (С.Ожегов. Словарь русского языка).
Эмпатия - умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
Советы Д. Карнеги:
  1. Высказывайте свое одобрение людям.
  2. Улыбайтесь!
  3. Придерживайтесь дружелюбного тона.
  4. Помните, что имя человека - самый сладостный для него звук
Вступительное слово учителя:
-Ребята! Я рада видеть вас. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я хотела бы, чтобы вы все приняли участие в этом уроке общения. Урок я назвала "Искусство быть другим. Учимся благодарить». Почему так, вы узнаете немного позднее.
-Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому-нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова-слова речевого этикета.
- Кто знает сколько раз в день мы произносим слово здравствуй, прощай, благодарю Вас, спасибо, извините, пожалуйста, каждый раз одаривая улыбкой того, кому мы их адресуем.Первоначальный  благодарный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается. Об этом напоминает нам в своём стихотворении поэтесса Веселовская: (читает ученик)
Слова с рожденья ждёт жестокий выбор-
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века спасибо-
Спаси, мол, брат, тебя за это Бог!
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
-Вот из такого старинного русского пожелания «спаси Бог» и родилось слово спасибо - одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов.  А в какой жизненной ситуации мы его употребляем? Конечно, в ситуации благодарности.
-А сейчас предлагаю вам  вопрос: "Как бы вы определили искусство общения? ( Талант общения, дар общения – это умение общаться с людьми, а дар общения - это умение пользоваться речью (вести беседу, спорить, пользоваться формулами речевого этикета). Видимо, вы исходите из того, что язык — главное средство общения. И в этом я с вами согласна. Но... Сначала послушайте два отрывка.
(Отрывок из романа Л. Н. Толстого "Война и мир" (т. I, ч. 1, гл. XVII) читает наизусть учитель; отрывок из повести В. Железникова "Чучело" (гл. 5) пересказывают близко к тексту два ученика).
- О ком из героев можно сказать, что у него дар, талант общения? Почему? (Наташа Ростова – героиня роман «Война и мир», потому что  она способна понять человека, проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе. Герои  второго отрывка равно душны и жестоки, растаптывают эмоциональность, романтичность, наивность  «чудной» Ленки Бессольцевой)
- Вы видите, что дар общения - это не только владение речью. Это прежде всего чуткое сердце - чуткость восприятий состояния других людей, способность понять человека, умение проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе. Всё это мы определяем одним словом эмпатия.
Вот об эмпатии мы тоже поведем речь сегодня. Мы должны узнать, от чего зависит способность понимать других людей, и подумать, можно ли научиться сочувствию, научиться благодарить.
- А способны ли вы к сочувствию? Давайте проверим. Для начала текст- задача про карлика.
Гномик жил на 20-м этаже. Каждый день он поднимался на лифте до 10 этажа, а оттуда шел вверх пешком. Почему? (Ребята выдвигают свои версии).
- Карлик мал ростом и мог дотянуться только до кнопки 10-го этажа. Чтобы решить эту задачу, нужно поставить себя на место человека маленького роста и увидеть мир его глазами, а мы обычно делаем наоборот - ставим кого-то на свое место: мы как бы прикидываем, а что могло бы нас самих заставить поступить таким образом.
Но больше всего мне о вас рассказали ваши мини- сочинения.  Вам была дана тема   "Самый несчастный день».
Мне очень понравились ваши сочинения, я благодарна вам за откровенность. И только 17 человек несчастливы от того, что было плохо не им, а кому-то рядом с ними (гибель любимого животного, смерть деда, болезнь отца, внезапный отъезд друга...). Я могу сказать определенно, что эти 17 человек способны на высокое чувство - сострадание.
- Можно ли научиться сочувствию и умению благодарить? Можно ли развить в себе способность к состраданию? Да, можно. Может быть, вам помогут два правила.
Правило 1-е: научить ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
Правило 2-е: в каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей.
А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке. «Давайте говорить друг другу комплименты,»- сказал Булат Окуджава.
- Попробуем провести аукцион "Кто больше знает формул благодарности? извинения?". Назовите их. (Учащиеся вспоминают знакомые им формы благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю Вас, очень признателен(на).)
- Вы назвали четыре слова. Много это или мало? Как вы считаете, ребята? Я тоже думаю, что это очень мало. Вспомните, как часто используются слова благодарности в окружающей нас жизни?
-Например, в транспорте, в каких случаях люди  благодарят?(когда передают деньги на билет; кто-то кому-то уступает место; водитель продал им билет).                                                                                          
 - Какие слова чаще всего при этом употребляют? (Спасибо, иногда благодарю Вас) К сожалению, нередко за услугу никак не благодарят.                                                                 Следующий пример: наша родная школа, а именно: столовая, библиотека.                                            
  - Но самое удручающее впечатление производит общение в магазине, практически не слышно, чтоб кто-то благодарил продавца.
III. Следующий этап урока посвящается формированию новых знаний,умений и навыков.
1) Знакомство с речевыми формулами.
-А вот исследователь русского речевого этикета Н.И. Формановская в одной из своих книг предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может поблагодарить другого. Вот послушайте. (Распечатка). Выпишите понравившиеся вам.
Спасибо
Благодарю Вас
Я вам очень признателен
Я вам многим обязана
У меня нет слов, чтобы отблагодарить
Как я вам благодарен!
Моя благодарность не знает границ
Я хочу отблагодарить вас
Вы очень любезны
Я тронута вашим вниманием
Это очень мило с вашей стороны
Вы меня так выручили!
- Смотрите, какое богатство! И мы будем постепенно овладевать. Конечно, за один урок нам не запомнить все эти слова и выражения. Мы лишь постараемся обогатить свою речь некоторыми из них, будем учиться употреблять их в речи.
2) Знакомство со структурой ситуации.
- Давайте мы с вами представим себе любую ситуацию благодарности.
Например, такую.
Учитель подходит к Оле К.
-Оля, дай мне на минуточку учебник.
-Возьмите, пожалуйста.
-Большое спасибо, Оленька.
-Что вы, не за что.
Была ситуация благодарности? (Учащиеся  отвечают согласием). Из каких же компонентов она состоит? Во-первых, участники. Их два: Оля-человек, которого благодарят, я - человек, который благодарит. Но ситуация благодарности не возникает на пустом месте. Ведь благодарят за что-то, за какую-то услугу. В данном случае за учебник.
Итак, в ситуацию благодарности входят три основных компонента (запись в тетрадях):
а) человек, которого благодарят;
б) человек, который благодарит;
в) услуга.
3.Упражнение на узнавание компонентов ситуации благодарности в общении литературных героев, например, в сказке А.С. Пушкина.
…Ей царевна, говорит: «На ж, лови!» - и хлеб летит.
 Старушонка хлеб поймала;
«Благодарствую!- сказала. - Бог тебя благослови…»
4. Практическое занятие, цель которого - учиться благодарить, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности. (Распечатка)
Задача №1. Вы едете в маршрутке и попросили соседа передать деньги на билет. Он выполнил вашу просьбу. Как поблагодарить человека за данную услугу? Выберите из двух вариантов правильный:
-Благодарю;
-Моя благодарность не знает границ.
(Надо использовать первое выражение, так как вторую формулу,   я думаю, употребляют, если услуга очень велика, а в данном случае этого нет).
-Совершенно верно, выбирая те или иные слова благодарности, мы должны учитывать меру услуги, её значимость.
Задача№2. Вашей маме удачно сделали очень сложную операцию. Как вы поблагодарите врача?
-Спасибо, доктор.
-Доктор, нет слов, чтобы выразить Вам мою благодарность!
(Я бы использовала второе выражение, так как слово спасибо при этих обстоятельствах не способно выразить всю степень моей благодарности).
- Не должны мы забывать и об участниках ситуаций общения. Послушайте несколько формул благодарности. Как вы считаете, люди какого возраста чаще всего употребляют эти слова?
-Я вам чрезвычайно признательна.
-Примите мою благодарность.
-Вы очень внимательны.
-Ваша любезность меня ко многому обязывает.
(Учащиеся отвечают, что данные выражения используют люди старшего поколения).
- Согласна с вами. А почему? Посмотрите, с помощью этих формул чувство признательности выражается полнее, глубже, а понимание этого приходит с годами, когда люди умудрены жизненным опытом.
- Учитывая особенности компонентов ситуации благодарности и используя формулы благодарности, с которыми вы сегодня познакомились, попытайтесь составить   письменно диалоги по следующим ситуациям:
1) Вы благодарите маму за очень вкусный ужин.
2) Пожилой человек благодарит женщину, которая уступила ему место в автобусе. (Учащиеся работают по вариантам).
ИТОГИ УРОКА:
-В заключение  хочется сказать еще несколько слов. Л. Н. Толстой писал: "Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие".
Сочувствие - великая человеческая способность и потребность, благо и долг.
 
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,-
И нам сочувствие дается,
 Как нам дается благодать, -
- так писал замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев . Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Да, таким людям живется труднее и беспокойнее. Но их совесть чиста. Бесчувственным кажется, что им хорошо. Но это им только кажется.                                                    
- Чему мы сегодня учились?                                                                                   - Сегодня мы учились благодарить. Мы старались пополнить свой словарь формулами благодарности, учились использовать их в своей речи. Эти умения очень важны. Ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо - значит подарить ему капельку солнца, радости. Недаром в слове благодарность два  корня. Благодарить - значит дарить людям благо, дарить людям добро.