Прокопьева Лариса Леонидовна 7 мая 2015
Конспект урока по предмету "Окружающий мир" на тему "Транспорт" в 1 классе
 
 
Цели: обобщить и систематизировать первоначальные знания детей о различных видах транспорта, называть их  отличительные черты и вывести классификацию четырех групп транспорта : наземный, подземный, водный, воздушный,    познакомить со старинными и современными видами транспорта; формировать представление о назначении транспорта, развивать интерес, внимание, логическое мышление, память, воспитывать любознательность.
 
Ход урока:
1.Организационный момент.
 Сегодня на уроке у нас  много  гостей, давайте поздороваемся
 Светит солнышко. Солнышко улыбается, дает нам свет и тепло. Передадим частичку нашего тепла друг другу. Прикоснёмся  ладошками к друг к другу.
Работа у нас будет интересная  но, чтобы всё получилось, произнесём волшебные слова.
Я начну, а вы продолжите:
-Руки…      ( на  месте)
-Ноги…     ( на месте)
-Локти…   (у края )
-Спина  …(прямая)
 - на уроке наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят)
 - уши внимательно слушают и всё … (слышат)
 - голова хорошо … (думает)
         Проверьте, есть ли всё необходимое у вас на столе: учебник,  тетрадь, пенал, листы с заданием, которые вы пока не трогаете.
 
   2. Актуализация опорных знаний учащихся. Самоопределение к деятельности.
Посмотрите фрагмент из мультфильма         (Чуковский «Тараканище»)
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике,
Жаба на метле.
 
- Кто узнал, что это за произведение? Как называется? Кто автор?  (Чуковский «Тараканище»)
- На чем и на ком ехали звери?  
-Как  все это можно назвать одним словом ?А для чего он им нужен? (Что бы  передвигаться)
А теперь послушайте серьезную загадку и определите  тему  нашего  урока:
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи поскорей!       (транспорт)
 
Сегодня на уроке мы будем говорить  о транспорте  и ответим на вопрос:  СЛАЙД 1
 КАКОЙ БЫВАЕТ ТРАНСПОРТ?   Для  чего  он  нужен ?
Вы узнаете новое, поработаете в паре, коллективно  и самостоятельно.
- Кто знает, что называют транспортом? (средство передвижения) 
 
Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого оно обозначает «перемещать». Позже слово «транспорт» стало означать «доставка чего-либо».
3. Путешествие в историю транспорта
-Я вам предлагаю сейчас совершить путешествие в историю транспорта.
 Откройте учебники на стр.75 и  рассмотрите  рисунки
 
- Как вы думаете, на чём передвигался человек, когда не было ни машин, ни самолётов, ни поездов? (ответы детей)
         -Главным помощником человека была лошадь.
-Первые транспортные средства появились в 12 веке.
         -Летом пользовались ТЕЛЕГОЙ, а зимой – САНЯМИ   .СЛАЙД 2
- Чем отличаются друг от друга сани и телега?(  ПОЛОЗЬЯ- КОЛЕСА)
- Позже появились КАРЕТЫ.     СЛАЙД 3
         КАРЕТА – это крытая телега, которая предназначалась для перевозки только богатых людей.
          КОНКА – один из первых общественных транспортов. Это небольшой вагончик, который двигается по рельсам, а везут его лошади  .СЛАЙД 4
                Вместе с конкой возникла и железная дорога, по которой ходили ПАРОВОЗЫ. Своё название они получили от слов «возит с помощью пара».СЛАЙД 5
 Со временем они усовершенствовались и превратились в ТЕПЛОВОЗЫ и ЭЛЕКТРОВОЗЫ.
 В конце 19 века появились первые АВТОМОБИЛИ    .СЛАЙД 6    (игрушка)
             Люди с давних времён мечтали летать, как птицы.
 
Одним из таких был юноша Икар.
Он очень любил наблюдать за птицами. Однажды Икар решил сделать крылья, как у птиц. Он собрал перья и соединил их с помощью воска. Икар взобрался на высокую гору и, надев крылья, взлетел. Он парил высоко-высоко. Ему было хорошо, и он забыл, что подниматься высоко к солнцу опасно. Воск растаял, и крылья рассыпались, Икар упал и разбился. Такую легенду сложили люди в Древней Греции.
Но люди продолжали мечтать
В 18 веке братья Жозеф и Этьен Монгольфье соорудили ВОЗДУШНЫЙ ШАР. К шару привязали корзину. Посадили в неё утку, петуха и барана. Шар поднялся высоко в небо и благополучно опустился. С тех пор на воздушных шарах стали летать люди. СЛАЙД 7
         В 19 в.русский изобретатель Александр Фёдорович Можайский создал первый в мире САМОЛЕТ  .СЛАЙД 8
 А вот для передвижения по воде люди с давних времён использовали деревья.
 Они выдалбливали середину древесного ствола, заостряли его концы – получался ЧЁЛН.
Первые СУДА были оснащены вёслами. Со временем им на смену пришли ПАРУСА.  СЛАЙД 9
   
 
 А 14 октября , в  день города ТИРАСПОЛЯ , можно увидеть  на площади  выставку  РЕТРО  МАШИН. Слайд 10
 
ЧЕМ СТАРИННЫЙ ТРАНСПОРТ  ОТЛИЧАЛСЯ  ОТ  СОВРЕМЕННОГО?
 
4   Физминутка.
Выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворения.
На лошадке ехали,
До угла доехали.                     прыжки
Сели на машину,                     повороты руля
Налили бензину.
На машине ехали,                   шаги на месте
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот.               Поворот  на право
На реке — пароход.
Пароходом ехали,                       поочередно руками плавательные движения
До горы доехали.
Пароход не везет,
Надо сесть в самолет.               Руки в стороны
Самолет летит,
В нем мотор гудит: У-у-у! 
И. Токмакова
     5. Работа по теме урока.
-Какие современные средства передвижения вы знаете?
-Зачем человек изобрел столько видов транспорта? Ведь обходились же люди без него в далеком прошлом, ходили пешком из одного поселения в другое на большие расстояния.?                                                                                                                                                                       ( Потому ,что ему необходимо было перемещаться самому, перевозить грузы и по суше , и по  воде и по  воздуху  Транспорт необходим для облегчения передвижения, для перевозки грузов.)
 -прочитайте  верхние строчки в учебнике.
 
- Транспорт можно разделить на группы по-разному. (каким образом они передвигаются. )      Все эти средства служат для одной цели – перевозке. Что они перевозят?
Д. Людей и грузы
 
http://festival.1september.ru/articles/566174/img1.gif
 
 Сейчас  вас  ждет работа в паре, а  для этого вспомним правила работы в паре.
У вас на столах листы   Достаньте картинки и распределите их  на группы. Подумайте, по какому признаку их можно разделить на 4 группы.
 (Деление по способу передвижения)
 Самолёт, вертолёт, ракета, поезд, автобус, троллейбус, велосипед, лодка, теплоход, катер, метро.
 
 
 
http://rodonews.ru/i/full1303548923.jpghttp://russos.ru/img/metro/krasn/krasn46.jpg
https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTWEshWVUnSkJxsdwOUd_-yELvPmEcRc-uEBnplJN53dKHnA7vKhttp://www.messcom.org.ua/wp-content/uploads/2013/01/%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%BE.jpg
 
проверка
 
Какие средства передвижения вы  отнесли  к наземному  транспорту?
(Ученик читает одну группу)
Почему  автобус, троллейбус, велосипед получили  название НАЗЕМНЫЙ транспорт?
  (Транспорт, который двигается по земле – называется – НАЗЕМНЫЙ )
Для чего нужно человеку наземный транспорт?
 
Как называется  транспорт, который двигается по воде – ВОДНЫЙ
Для чего нужно человеку водный транспорт?   Приведите примеры….
 
 Транспорт, который двигается по воздуху – называется – ВОЗДУШНЫЙ
Для чего нужно человеку воздушный транспорт?
 
- Со временем транспорта на земле стало великое множество. И чтобы как – то разгрузить наземные транспортные потоки человек решил отпуститься под землю. – Так появился какой вид транспорта? (подземный) 
-Что мы относим к подземному транспорту? (метро)
- А где встречается метро? (в больших городах)
-Какова его основная функция? (перевозить людей)  кто ездил  в метро?                                                                              предлагаю  послушать  звуки  метро  СЛАЙД 11
 6. Работа в тетради 
Дополни схему. С 19.№1.
7.  Физминутка.
Но пора и отдохнуть.
 Отправляемся все в путь.
 А передвигаться мы будем на разных транспортных средствах.
 Я называю средство передвижения, а вы выполняете определённое движение.
 Если средство передвижения относится к воздушному транспорту – вы поднимаете руки вверх.
 Если к наземному – вытягиваете руки вперёд.
 Если к подземному – садитесь на корточки.
 Если к водному – вы делаете плавательные движения.( Самолёт, автомобиль, метро, лодка, вертолёт, троллейбус, катер  мотоцикл, ракета, корабль).
        
8.МУЛЬТФИЛЬМ    
 
 
Внимательно посмотрите мультфильм и назовите транспортные средства которые можно встретить  в нашей республике .   Какой вид транспорта  не  прозвучал в  мультфильме?     (Подземный)                                                                                                                        
 
9. Работа в тетради   С 19.№2.КРОССВОРД  т
 
А сейчас вам предстоит работа в паре.
  10. Закрепление изученного материала.
- В завершении нашего урока давайте проверим, насколько вы были внимательны .
Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной. Если вы согласны с моим утверждением, то  в окошко ставим  плюс, если не согласны – минус.( работа  в  паре)
1.Транспорт – это средство передвижения. (+)
2.К подземному транспорту относится метро. (+).
3.Лодка – это транспорт, который передвигается по воде.(+)                                                                            4 .Метро – подземный транспорт. (+)
5.Автобус–вид воздушного транспорта. (–)                                                                                       6.Корабль является наземным транспортом. (–)                                                                                         7. Водный транспорт передвигается по земле. (- )                                                                                               8. Весь транспорт делится на 4 группы: воздушный, наземный, водный, подземный. (+)                                                                                                                           проверим  себя  по  таблице которая  изображена на экране
11.Рефлексия    
Вспомните, какой вопрос мы определили для исследования.                                                                        КАКОЙ БЫВАЕТ ТРАНСПОРТ? - Что такое транспорт?    Для чего нужен транспорт?
Ребята, на уроке мы  распределили весь  транспорт по группам. А как  вы думаете, какой  вид  транспорта самый важный?( любой транспорт важный, нельзя  сказать, что какой-то самый главный, а какой-то нет. Все выполняют свою  работу, и она важная)
 Итог урока         Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. На следующем  уроке мы поговорим  как  себя  вести  в  транспорте а  сейчас                                                                                                                                ПРОДОЛЖИ  ФРАЗУ…
Урок:
привлек меня тем…
показался интересным…
взволновал…
заставил задуматься…
навел меня на размышления…
  ПОКАЖИТЕ СВОЕ НАСТРОЕНИЕ:                                                                                                                                           Если узнали много нового, было интересно, во всём разобрались – то поднимите карточку зелёного цвета;                                                                                                                                                                                         Если были иногда трудности, сомнения, то поднимите карточку – жёлтого цвета;                                                                           Если не разобрались в теме, было не очень интересно – то поднимите карточку красного цвета.
12.Домашнее задание. Придумать и нарисовать транспортное средство будущего.
 
 

Сказочный транспорт
 
  1. Физминутка.
 
 
- Ребята, давайте сейчас обратимся к сказкам.
 
- Давайте движениями покажем это. (Карлсон – пропеллер – руками махать как пропеллером; Баба-Яга – ступа – взмахи руками поочерёдно, как буд-то машут метлой; Маленький мук – сапоги-скороходы – на месте бежать; Избушка – курьи ножки – приседать.)
Физкультминутка «Едем-едем мы домой».
Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)
На машине легковой
Въехали на горку: хлоп. (Руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп. (Руки через стороны вниз, присесть)
 
6.Физминутка.
Выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворения.
На лошадке ехали,
До угла доехали.        прыжки
Сели на машину,      повороты руля
Налили бензину.
На машине ехали,      шаги на месте
До реки доехали.
Трр! Стоп! Разворот. Поворот  на право
На реке — пароход.
Пароходом ехали,   поочередно руками плавательные движения
До горы доехали.
Пароход не везет,
Надо сесть в самолет.  Руки всторны
Самолет летит,
В нем мотор гудит: У-у-у! 
И. Токмакова
 
выполняется пальчиковая гимнастика.
По ходу чтения стихотворения по очереди загибать пальчики.
Мы с первым пальцем – малышком 
В трамвайный парк пойдем пешком. 
С другим - поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
А с третьим - сядем мы в такси,
Попросим в порт нас отвезти!
С четвертым пальчиком в ракете
Мы полетим к другой планете.
Садись-ка, пятый, в самолет,
С тобой отправимся в полет.
 
 
 
 
. Так существует Греческая легенда о Дедале и его сыне Икаре, которые волей судьбы были вынуждены жить на острове, и убежать оттуда никак не представлялось возможным. Тогда умный Дедал придумал такую хитрость. Он из птичьих перьев, скрепленных воском, сделал огромные крылья. Вместе  с сыном поднялись они на вершину горы и оттуда, при помощи этих крыльев, полетели через море. Полет походил прекрасно, но Дедал предупредил сына, чтобы он не поднимался высоко к солнцу. Так как оно может растопить воск. Сын - Икар не послушался отца, на столько его увлек полет поднялся высоко –высоко , воск растаял, перья разлепились и он упал в море и погиб.
Так появились первые воздухоплаватели.
 
 
 
 
Игра «Что у кого?»
– У человека глаза, а у автомобиля? (фары)
– У человека сердце, …  (мотор)
– У автомобиля колёса, … (ноги)
– У человека кровь, … (бензин)
– Человек вытирает руками, …  (дворниками)
– Для переноски вещей у человека есть сумка, … (багажник)
– Человек может заболеть, … (ломается)