Голтюк Надежда Александровна 7 мая 2015

   Урок внеклассного чтения во 2 классе                                          Учитель: Голтюк Н.А., учитель начальных классов I кв. категории

Тема: Все профессии важны, все профессии нужны.
 
Цели урока: 
 
Обучающие:
  • выявить знания о профессиях;
  • формировать навыки осмысленного чтения, работы с текстом;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • раскрыть понятие  профессия, специальность;
  • учить определять главную мысль сказки;
  • формировать умение делать выводы
Развивающие:
·   развивать логическое и ассоциативное мышление и наблюдательность;
·   развивать навыки анализа;
·   развивать умение читать выразительно;
·   развивать устную речь учащихся
Воспитательные:
·   воспитывать интерес к чтению;
·   воспитывать любознательность;
·   воспитывать трудолюбие, уважение к людям различных профессий.
·   формировать умение слушать и оценивать ответы товарищей, участвовать в коллективной дискуссии;
 
Ход урока:
Организационный момент
Речевая разминка
Ученики (хором)
Чтобы разговаривать, надо выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно,
Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать
Все правильно и внятно, чтоб было все понятно.
 
Чистоговорки
Ря  ря  ря                          синие моря
Ри  ри  ри                          светят фонари
Ро  ро   ро                          новое перо
Цо  цо  цо                         куриное яйцо
Си  си  си                          воду принеси
Три  три  три                     носик подотри
Рец  рец  рец                     очень вкусный огурец
Ша  ша  ща                        мама моет малыша
Шо  шо  шо                       мы читаем хорошо
 
Скороговорки
1.От топота копыт
Пыль по полю летит
2. В декабре в декабре
Все деревья в серебре
 
Введение в тему урока.
Чем мы сейчас занимались? (выполняли речевую разминку)
А для чего мы выполняем речевую разминку? (для того, чтобы правильно говорить и хорошо читать)
Работа по теме урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из сказки Е.Пермяка «Азбука нашей жизни».
 Автобиография Е.Пермяка (презентация)
 
Чтение отрывка сказки Е. Пермяка «Азбука нашей жизни».
1. Задумался как-то в древние времена старый медведь о жизни. Задумался и спросил медведицу:
– Скажи мне, чем жизнь жива?
А та наелась свежей малины, лежит себе в кустах, на солнышке греется и ухом не ведет. Дремлет. 
Тогда медведь громче рявкнул:
– Не притворяйся глухой! Отвечай!
Зевнула медведица, повернулась на другой бок и пробормотала сквозь сон:
- Едой жизнь держится.
Услыхала это лиса и говорит:
- Сущая правда. Жизнь едой держится, питанием. Курятинкой, тетеревятинкой, зайчатинкой… у кого какой вкус, тот тем и питается. Заяц кору гложет, белка шишки шелушит…
Обсуждение прочитанного.
- О чем прочитали? О каком условии для жизни мы прочитали? (питание – это первая потребность человека)

2. - Ха! – перебил лису пробегавший мимо волк – Не одной едой жизнь держится. Попробуй поживи без логова.
- Или без норы – добавил крот.
Дятел подтвердил:
- Без жилья и сытая тварь гибнет.


Обсуждение прочитанного.
- О чем прочитали? О каком условии для жизни мы прочитали? (жилье – это вторая потребность человека)

3. Посветлело в голове у медведя. Понял он, что без еды и жилья плохо всякому зверю, но все же решил людей спросить.
У него знакомый мужик был. Рассказал медведь мужику то, о чем ему звери рассказали, и спросил: так ли это?
- Так, – ответил мужик, – только человеку  этого мало. А что еще надо?
- А ты сам, Потапыч, смекни.
Говорит так и на шубу показывает.
Понял медведь и сам себе ответил:
- У меня шуба готовая. На мне растет, а у тебя такой нет.
Только шубы мало человеку. Рубаха, зипун и прочая одежда тоже нужны. А разутым человеку как быть? Хоть лапти, да надо сплести.
Обсуждение прочитанного.
- О чем прочитали? О каком условии для жизни мы прочитали? (одежда – это третья потребность человека)
 
Словарная работа (презентация):
1. Логово- углубление в земле, которое служит жилищем зверю.
1. Зипун – старинная верхняя крестьянская одежда типа кафтана без воротника.
2. Лапти – плетеная обувь из лыка или веревок, охватывающая со всех сторон ступню ноги.
 
Это фрагмент сказки Е. Пермяка «Азбука нашей жизни». Какой вывод вы можете сделать из прочитанного?

Из прочитанного мы выделили три важных для жизни условия. Одно из них заключается в том, что питание – это первая потребность человека
А что значит питание? Под этим словом мы подразумеваем все то, что мы едим. И хлеб, и мясо, и молоко, и овощи, и масло, и рыбу… Но перечислить – дело нетрудное. Труднее представить, как эти продукты приходят к нам на стол.  На это тоже довольно легко ответить. Хлеб растет пшеничным, ржаным колоском в поле. Молоко дает корова. Из молока делают сметану, масло творог. Яблоки вырастают на яблонях. Из сахарной свеклы вырабатывается сахар, а из семян подсолнуха жмут подсолнечное масло. Все ясно и просто. Не просто это все вырастить, добыть и превратить в продукты питанияКуда  ни посмотри, что ты ни возьми – все обязано труду человека, его разуму.
Пословицы о еде( ответы детей)
Вторая главная потребность человека – одежда. Мы носим ее  все, не задумываясь, какими трудами все это добыто.
Чтобы обеспечить себя одеждой, человек должен вырастить волокно (это хлопок, лен, шерсть). Из волокна нужно спрясть нитки, из ниток соткать ткань, холст, ситец, сукно, драп, а затем сшить рубашку, кофту или пальто. Вам известно, что шкура овцы или лисы становится шубой, шапкой, воротником. Поле и лес одевали нас с незапамятных времен, а теперь это делают богатейшие дары нашей земли: уголь, нефть, газ. Волшебница химия превращает их в одежду… А ещё башмаки, сапоги, туфли, галоши, валенки… Их производством тоже  занимаются  сотни предприятий. Если каждый из наших граждан будет вынашивать ежегодно по одной паре обуви, то в год потребуется свыше 200 000 000 пар. А разве нам достаточно одной пары обуви? Сколько рук, сколько заводов должны работать, чтобы обуть наши ноги!
3 главная потребность человека – жилье. 
Современный дом - сложное сооружение. Чтобы обеспечить хорошим благоустроенным жильем каждого человека, государству приходится отдавать много средств. Но дом сам по себе, даже благоустроенный, непригоден для жилья, если в нем нет мебели, необходимой домашней утвари. Как много предметов в вашем доме! Все они необходимы человеку вместе с жильем. Но, строя новый квартал, строители заботятся о новых магазинах, новых школах, детских садах…, о благоустройстве улиц, их озеленении, освещении, прокладке новых линий транспорта.
 Как бы вы себя чувствовали в теплой, просторной, светлой квартире, где вдоволь питания, достаточно одежды, но нет ничего для души? Как бы вы, сытые, обутые, одетые, могли жить без книг, музыки, кино, образования? Если вы любите читать, как назовем эту потребность? Если вам хочется что-то изобретать, усовершенствовать, слушать музыку, играть на баяне… все это есть духовные потребности. Но можно ли осуществить любое из этих желаний, если нет еды, одежды, жилища?
Вывод: без материальных возможностей затруднительны  возможности духовного развития людей.
А кто помогает нам удовлетворять наши духовные и материальные потребности? (Люди самых различных профессий).
 
 Что такое профессия? Обратимся к толковому словарю (презентация)
«ПРОФЕССИЯ – основной род занятий, трудовой деятельности»
Иногда профессией называют общность всех людей, занятых данным видом труда. Эти люди работают в разных уголках страны на разных предприятиях, в разных учреждениях, и, конечно, не все знают друг друга в лицо.. Люди одной профессии заняты одним делом, имеют сходные интересы, знания, навыки, образ жизни. Это их роднит.
А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

Близко к слову профессия понятие специальность. Например, мне очень нравится химия. Кем по профессии я могу быть? (Учителем химии, ученым-химиком, инженером-химиком, лаборантом-химиком…)
В каждой профессии можно выделить разные специальности. Например, учителя. Все мы занимаемся одним видом деятельности – учим детей, но учим разным наукам. Когда вы пойдете учиться в 5 класс, у вас будут разные учителя. Какие? (Учителя русского языка, математики, физики, химии) То, что вы назвали – это специальности. Возьмем профессию врача. Какие специальности можно назвать? (Врач-терапевт, врач-хирург, врач-окулист…)
Таким образом, «специальность» – это то же, что и профессия.
Сколько профессий на Земле? Какие знаете? (Дети называют разные профессии в стихах)
презентация
 
Профессий на земле великое множество. Но мы затронули лишь некоторые.
 
Кем хотите стать вы, дети?
Поскорее нам ответьте!
 
Дети:
1.Я хочу шофёром быть.
Грузы разные возить.
2.Я мечтаю о балете.
Лучше нет его на свете.
3.Я хочу врачом стать классным.
Буду всех лечить лекарством.
Очень вкусным, как конфета.
Съел его - болезней нету!
4. В красках я души не чаю.
Стать художником мечтаю.
Закажите мне портрет.
Справлюсь я, сомнений нет!
5. Быть парикмахером хочу,
Девчонкам косы отхвачу
И сделаю им стрижку
Под плюшевого мишку!
6.И продавцом хочу я быть.
Но за прилавком – не грубить.
— Пройдите, бабушка, вперёд,
А этот мальчик подождёт.
7. Вы со мной, друзья, не спорьте,
Я хочу стать первым в спорте.
Шайбу мне забить - пустяк,
Я играю за "Спартак"!
8. Я хочу стать пианисткой-
Замечательной артисткой.
Музыка со мною с детства,
Я люблю её всем сердцем.
9.Я мечтаю стать скорей
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть,
Дни рожденья отмечать.
10.Я подумал вот о чём:
Хорошо бы стать врачом,
Но не детским, а кошачьим!
Детям больно – мы заплачем,
Разревёмся сгоряча,
Мама вызовет врача.
А бродячему коту
Если вдруг невмоготу?
Кто зовёт к нему врачей?
Он бродячий – он ничей!
11.Все профессии прекрасны!
Все профессии важны!
Знаем мы, что наши руки
Будут всем всегда нужны!
 
 
Учитель:
   Ни один ребенок не может представить себе жизни без мультфильмов. Они становятся для него яркими, восхитительными моментами детства, которые ничем нельзя заменить. Просмотр мультиков превращается в забавное приключение, которое хочется растянуть надолго.
Дети:
- Нам очень хотелось узнать, как создают мультфильм,
- И мы обратились за помощью к нашим учителям и родителям.
Учитель:
И вот что у нас получилось!
 
Презентация + пластилиновый мультфильм, созданный ребятами.
 6. Подведение итогов
В каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй.
    Именно поэтому на уроках и внеклассных мероприятиях будем продолжать  знакомство с разнообразием профессий, что в дальнейшем позволит вам чувствовать себя более уверенно при выборе будущей профессии.
Песенка + видео «Все профессии важны!»