7 мая 2015
 

 


 
 
 


 
 

 
 
 
Игра проводится в кабинете. Команды – в центре кабинета, за столами, за ними болельщики, также  представляющие свои команды. Если команда не справляется со своим заданием, за нее могут ответить болельщики.
 

 
 
 
 
I.Разминка.
 
 а) « Математические стихи- задачи»
 
 
  1. НАРОДНАЯ ЗАДАЧА.
Прилетели галки,
Сели на палки.
Если на   каждой палке
Сядет по одной галке,
То для одной галки
 Не хватит палки.
Если же на каждой палке
Сядет по две галки,
То одна из палок
Будет без галок.
Сколько было галок?
Сколько было палок?
( 4 галки, 3 палки )
 
 
  1. СКОЛЬКО ЛЕТ ?
 
-- Я на два года старше льва, -
Сказала мудрая сова.
-- А я в два раза младше вас,-
Сове ответил дикобраз.
Лев на него взглянул и гордо
Промолвил, чуть наморщив нос:
- Я старше на четыре года,
Чем вы, почтенный иглонос.
А сколько всем им вместе лет?
Проверьте  дважды
Свой ответ.
(  Льву- 10 лет, сове – 12 лет, дикобразу – 6 лет. Всего им – 28 лет.)
 
 
  1. НАЧНЕМ  С  ХВОСТА
По тропинке вдоль кустов
Шло одиннадцать хвостов.
Сосчитать  я  так же  смог,
Что  шагало  тридцать ног.
Это вместе шли куда-то
Петухи и  поросята.
А  теперь вопрос  таков:
Сколько  было петухов?
И  узнать  я  был бы рад,
Сколько  было поросят?
Ты сумел найти ответ?
До свиданья, всем привет!
( 7 петухов и 4 поросенка)
 
б) « Веселый счет»
1. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
( Через 72 часа, т.е ровно через трое суток, будет ночь, значит солнечной погоды не будет)
2.Две дочери, две матери да бабушка с внучкой. Сколько всего?
( Трое)
 
4.Таня, Коля и папа вышли к реке. У берега был плот, выдерживающий груз не более 100 кг. Вес папы около 80кг. Ребята недавно взвешивались и точно знали свой вес: у Тани-50 кг, у Коли – 40кг. Как им действовать, чтобы переправиться через реку?
( →Коля +Таня, ← Таня, → папа, ← Коля, → Коля +Таня)
 
5.Трем девочкам задали вопрос:
Сколько им лет?
  - Наташа ответила: « Я моложе Тамары на - 4 года».
-- Маша сказала : « Мне вместе с Наташей - 21 год».
-- А Тамара ответила: «Нам троим вместе - 32года».
(7,14 и 11 лет)
 
 
 
 
II. Конкурс капитанов.
 
1.Известно, что 10 единиц составляют десяток, 10 десятков – сотню, 10 сотен – тысячу, и т.д. Мы видим, что число 10 играет большую роль. Почему именно число 10, а не другое?
ОТВЕТ: Потому что  на  наших руках 10 пальцев. Именно  руки были одним из первых аппаратов для счета у древнего человека, а пальцы – первой счетной « машинкой».
2. В известной сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то -  не знаю что» царь послал стрелка Андрея за «тридевять земель». Тридевять – это сколько?
ОТВЕТ: Тридевять – это 27. Дело в том, что на Руси считали девятками: тридевять 9х3=27.
3.Какое число записано римскими цифрами?
а) XXXXIV;
б) CCLV;
в)MMXIV.
  ОТВЕТ:  44,  255,  2014
  
 
 
 
III. Конкурс  «Математика вокруг нас».
 
а) Задачи вокруг нас:
 
1.Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина до того, как он поймал золотую рыбку?
ОТВЕТ: Ровно 30 лет и 3 года.
2. Сколько, лет месяцев, дней и часов прошло от начала нашего летоисчисления?
ОТВЕТ: 2014 лет 3 месяца 15 дней 14 часов.
3.12 мальчиков получили 7 больших яблок и решили их разделить так, чтобы ни одно яблоко не пришлось разрезать больше чем на 4 части?
ОТВЕТ: Надо 4 яблока разрезать на 3 части, а 3 – на 4 части. Тогда каждый мальчик получит по 7/12 частей яблок.
4. На уроке физкультуры учитель дал команду – построиться в шеренгу по одному с интервалом в 1 метр. Шеренга растянулась на 25 метров. Сколько детей было на уроке?
ОТВЕТ: в шеренге было 26 учеников.
5.Два мальчика катаются на велосипедах. У одного из них велосипед с большими колесами, а другого – с маленькими. Мальчики едут с равными скоростями. У кого из них ярче горит фонарь, работающий от динамо-машины на ободе колеса?
ОТВЕТ: Яркость фонарей одинакова, так как скорости велосипедов одинаковы.
 
б) Конкурс пословиц:
Назовите пословицы связанные с числом.
ОТВЕТ:
- Семь раз отмерь – один отрежь;
- Семеро одного не ждут;
- Один за всех, все за одного;
- Один с сошкой, семеро с сошкой;
- Семь пятниц на неделе;
- За семь верст киселя хлебать… и т.д.
 
 
в) Турнир терминов:
 
Требуется написать семь математических терминов на  букву «П»:
  1. Сотая часть числа.
  2. График квадратичной функции.
  3. Взаимное расположение двух прямых.
  4. Сумма длин всех сторон многоугольника.
  5. Отрезок, образующий прямой угол с данной прямой.
  6. Знак для обозначения действия сложения.
  7. Плоский четырехугольник.
Выигрывает та команда, которая быстрее справится с работой.
Турнир усложняется, учащимся предлагается вписать математические термины в сетку рисунка так, чтобы все они начинались на  букву «С», а другие – чтобы оканчивались на эту же букву.
  •  
             
  •  
  •  
             
  •  
  •  
         
  •  
 
  •  
         
  •  
 
  •  
     
  •  
 
ОТВЕТ: сантиметр, симметрия, секунда, степень, сумма.
 
  •  
   
  •  
   
  •  
     
  •  
 
  •  
       
  •  
  •  
       
  •  
ОТВЕТ: плюс, минус, радиус, градус.
       После заполнения таблиц  учащимся предлагается дать определения некоторых математических понятий и рассказать об их свойствах. Для ответа вызываются учащиеся поочередно из каждой команды. Хорошее знание свойств математических понятий может существенно изменить счет в пользу одной из команд.
 
 
г) Кроссворды
 
На доске спроецирована фигура кроссворда. Ведущий читает поочередно для каждой команды характеристику геометрических терминов по горизонтали, а потом по вертикали. Задача игроков каждой команды – правильно назвать и вписать нужные термины.  При этом игрок команды может вписать только один термин. При двух неверных попыток ход считается потерянным. Выигрывает та команда, которая вписала наибольшее число слов и охарактеризовала соответствующие свойства фигур.
По горизонтали:
  1. Хорда,  проходящая через центр окружности.
  2. Углы, у которых одна сторона общая, а другие стороны этих углов являются дополнительными полупрямыми.
  3. Часть прямой, состоящая из всех точек  этой прямой, лежащих по одну сторону от  данной ее точки.
По вертикали:
  1. Прямая, проходящая через точку окружности перпендикулярно радиусу, проведенному в эту точку.
  2. Перпендикуляр, проведенный из данной вершины к прямой, содержащей противоположную сторону треугольника.
  3. Отрезок, соединяющий две точки окружности.
  4. Единица измерения углов.
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
IV.Логика и Магия.
 
а) Логические задачи.
Задачи на поиск закономерностей.
  1. Вставьте пропущенную букву и пропущенное число.
  1.  
  •  
  1.  
  •  
  •  
  1.  
  •  
  •  
ОТВЕТ: Е и 7 .
  1. Нарисуйте  нужную фигурку:
 
     
     
     
 
б) «Магические» квадраты.
         «Магическим» квадратом обычно называют квадратную таблицу, построенную из чисел (выражений)  таким образом, что сумма чисел   (выражений) в каждой строчке, в каждом столбце и в каждой из двух диагоналей равны одному и тому же числу (выражению), называемому «магической» суммой.
  1. Расставьте  цифры от 1 до 9 в  клетках квадрата так, чтобы сумма чисел, стоящих вдоль горизонтали, вертикали и двух диагоналей равнялась15.
  2.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
  1.  
 
 
 
  1. Заполните «магический» квадрат алгебраическими выражениями:
 
     
     
 
  •  
 
- 6 -
  1. +2
- -
 
Задание командам:
Придумать «магический» квадрат  с алгебраическими выражениями.
   
 В  конце мероприятия подводятся итоги командного и индивидуального первенства.
Первое место заняла команда 7-А класса.
Персональный рейтинг:
1 место – Бутенко Степан, ученик  7-А класса;
2 место – Батыр Екатерина, ученица  7-А класса;
3 место – Гушан Наталья, ученица  7-Б класса;
  Данным учащимся было предоставлено право участия в школьном математическом интеллектуальном марафоне.