Бондаревская Татьяна Ивановна 7 мая 2015
О клубе «Эврика», межпредметных  связях и о хороших результатах…
Бондаревская  Татьяна  Ивановна
учитель физики высшей категории
 
В науке, как и в спорте,
важно участие, а не результат.
Ратмир Тумановский.
 
   В сентябре 2013 года меня  назначили руководителем школьного  научного клуба «Эврика». Научное общество учащихся является формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний. В секциях НОУ учащиеся совершенствуют свои знания в определенной области науки, искусства, технологии, приобретают навыки экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством педагогов. Целью НОУ является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации.
   Обязанности руководителя школьного научного общества учащихся следующие:
1) организация  планирования работы НОУ;
2) осуществление  общего руководства исследовательской деятельностью в школе;
 3)  консультация руководителей ученических исследовательских работ.
       Первым нашим общим делом  было создание  эмблемы  клуба и  девиза. Проведен конкурс на  лучший  девиз и эмблему клуба «Эврика». В конкурсе приняли участие учащиеся 7-11 классов (25 человек). Учащиеся представили на суд  жюри свои собственные  работы и найденные  в  интернете.
Девизом Школьного общества  стали слова:
Если труд твой к познанию мира ведет
Как  бы ни был он труден – вперед!
 
Эмблемой  школьного клуба стала работа  Кривцовой Насти (7-в кл.). На эмблеме изображены Глобус – символ экскурсий и путешествий,  Раскрытая  книга – символ знаний,  Чертежные Принадлежности – символ конструкторских идей,  Кленовый Лист – тесная  связь с природой.
   Был составлен список по секциям. Учителя и учащиеся  определились с направлением работы. Начался сбор материала.  Учащиеся  стали обучаться работе с научной литературой, с  ресурсами сети интернет,  формирующей культуру научного исследования.
 Учащиеся 7-9 классов  собрали материал о  Нобелевских лауреатах по физике. В эту работу были вовлечены 55 учеников. Весь   материал  был представлен  на экспозиции  в вестибюле школы,  а затем     с  наиболее  интересными  сообщениями  ребята выступили  на школьной  конференции. Подготовка  к конференции  и  создание презентации  – один из шагов  к публичному выступлению, поэтому неоценимую помощь нам оказывает учитель информатики   Носорова  С. Г.
Сначала мы определялись  с общим направлением  исследования. Всего в школе было сформировано 14 направлений-секций. Темы для исследований появлялись неожиданно. Под моим руководством собирался материал для семи исследовательских работ, например, «Телевидение», «Вертолеты», «Изобразительное искусство», «Изготовление одежды», «Математика в прикладных науках». Мы понимали, что   темы наших исследований должны быть различными, в разных секциях,  чтобы не конкурировали между собой на конкурсе. По мере накопления материала, с учетом  интересов и склонностей учащихся, темы становились  более конкретными, а исследования более  узконаправленными.
  В процессе работы  становилось ясно, что мне нужна помощь  специалистов. Учитель физики и ученица 11 класса не могут написать серьезную исследовательскую работу  по математике и юриспруденции  без помощи специалиста-юриста.  Хочу выразить благодарность своей бывшей  ученице, выпускнице  ПГУ юридического факультета  Ходосовой Снежане, которая быстро уяснила  цель наших исследований и предложила четкий план  дальнейшей работы. Руководствуясь этим планом, мы продолжили сбор  материала  из интернета, затем систематизировали  этот материал. После 1 тура  ИОУ, прошедшего в школе,  было предложено  эту работу  переадресовать в секцию  «Правоведение» на городской конкурс. Мы  учли рекомендации школьной комиссии, доделали работу  и заняли почетное второе место. Возможно,  физики  возмутятся таким моим «предательством», но я хочу заверить, что я осталась верна своему предмету, так как  в работе «Зачем юристу математика» есть отдельная глава  «Сборник задач для будущего юриста».  Сюда  мы включили  задачи по физике из школьного курса, которые, по нашему мнению, вполне могут встретиться в работе юристов (участковых, инспекторов ГАИ).
   По результатам городского конкурса,  шесть  работ  из  четырнадцати заняли  призовые места. Из семи работ, представленных на городской конкурс, руководителем которых  была  я, - четыре  призовых. Одна из работ - победителей  - в секции технической физики «Телевидение вчера, сегодня, завтра». В этой работе  мы  отразили  тесную связь физики и истории. Благодаря помощи учителя истории Матченко Н.А. раскрыли  историю становления телевидения ПМР.
  Написать хорошую исследовательскую работу, пользуясь только лишь возможностями  интернета, не получится. Необходимо  включить  в работу  региональный компонент. Говорить о телевидении и не попасть на Республиканский  канал – это было бы  неправильно. Мы благодарны  директору ГУ «ПГТРК» И. О. Дементьевой за представленную возможность провести  экскурсию – лекцию  о механизмах  трансляции  и передачи   видеосигнала. Благодаря специалисту Ю. П.Бахвалову, мы получили такую информацию, которую не  смогли бы узнать из интернета. Наши обрывочные знания были систематизированы и упорядочены после  лекции специалиста.
В рамках работы научного общества «Эврика» мне пришлось организовывать экскурсию на предприятие  текстильной  промышленности  ЗАО «Тиротекс». Полученная  информация  позволила нам  немного пересмотреть  работу «Проектирование одежды – поле для математического исследования», доработать ее, дополнить  и занять  призовое  второе место в секции  «Геометрия».
   Физика тесно связана со многими предметами. Учитель физики не может  быть, просто не имеет права быть   специалистом  узкого профиля. Компетентность учителя  является основным условием для выполнения задачи реализации межпредметных связей.
Подходит  к концу второй год  работы школьного общества «Эврика». В апреле прошла  Республиканская  конференция  исследовательских работ учащихся. И  здесь  наша работа увенчалась  победой – два призовых места из шести.  И пусть не все работы стали призерами, но нам удалось привлечь учащихся к исследовательской работе.  Очень надеюсь, что, окончив школу, они применят свои знания  в различных областях  производства и будут с благодарностью  вспоминать  школьные  исследования. Вдохновленные победой  друзей, почувствовав  интерес  к исследовательской деятельности, некоторые учащиеся  восьмых и девятых классов подошли ко мне  и  предложили  быть руководителем их творческих проектов. Я прекрасно понимаю, что эти ребята  через два года - выпускники нашей школы, участие  в городских и республиканских  конкурсах  пополнит их  портфолио. Заинтересованность  учеников – это реальный шанс  одержать победу.  Я согласилась,  и теперь   мы начинаем сбор  материала  для новых  работ. Уверена, мой труд окупится многократно.