Коцофан Алла Михайловна 7 мая 2015
 Дифференцированный подход  в   обучении  биологии
Учитель биологии
первой квалификационной категории 
МОУ « ТСШ №14 г. Тирасполь»
Коцофан А.М.
 
Потребность в образовании лежит в каждом человеке;
народ любит и ищет образования,
как любит и ищет воздуха для дыхания. 
Л. Толстой
Я думаю, что никто  не знает современное поколение так хорошо, как учитель: волей-неволей он в курсе всех новостей и интересов молодёжи. Несомненно, у каждого педагога свой личный подход к работе.
Однако, какие бы технологии  не  использовались, на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, необъятностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
В настоящее время в практике общеобразовательной школы широко распространена технология дифференцированного обучения, однако отношение педагогов к ней остается  неоднозначным.
Нет ни одного ребёнка идентичного другому или группе. Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции.  Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами.
Поэтому, исходя из выше сказанного, передо мной, как  учителем биологии, встаёт несколько проблем:  
1) Каким образом построить обучение, чтобы ученик с низким уровнем подготовки чувствовал себя более комфортно, чтобы знания были доступны ему, а ученик с высоким уровнем подготовки «не топтался» на месте, а изучал материал более углублённо.
В современной школе, в условиях большого объема учебной информации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более что он является часто недостижимым для многих обучающихся. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.
2) Где взять готовый разноуровневый  практический и дидактический материал? Существующие учебники по биологии ориентированы на их использование в рамках традиционного обучения. Правда,   в  последнее время стали всё чаще появляться различные дидактические разработки. Можно иногда наблюдать, что у детей наблюдается  снижение  интереса к предмету. Задаю себе вопросы:
Что снижает интерес к предмету? Как исправить это положение? Для учащихся, слабо осваивающих этот предмет, к снижению интереса ведет:
- повышенная требовательность учителя;
- непосильные задания;
- отсутствие знаний;
- серьёзные отставания по предмету;
Как решать данную проблему?
-выяснить причину отставания;
-определить действительный уровень его знаний.
Поэтому использование элементов уровневой дифференциации на уроках биологии  необходимо по ряду причин:
-различие интересов учащихся;
-различие уровня умственного развития - репродуктивный, конструктивный, творческий;
-различие личностно-психологических факторов  - зависит от типа мышления, характера, темперамента;
- преобладание объяснительно-иллюстративного способа обучения;
-фронтальные формы обучения;
-низкий уровень познавательной самостоятельности учащихся;
-низкий уровень мотивации учения.
Какие  цели ставит перед собой  дифференцированный подход в преподавании биологии?
- использование технологии разноуровневого обучения;
- обеспечение полного усвоения учащимися базисного компонента образования, а также выше базисного;
- обеспечение возможности для развития личности ученика и его эффективного учения.
С чего я начинаю  работу по внедрению дифференцированного подхода в образовательный процесс?
-  с распределения  времени на учебном занятии на самостоятельную работу учащихся, работу в группах;
-выявляю  место разноуровневых занятий в целостном учебном процессе,
т.к. есть учебный материал, который даётся в форме   лекции;
-выявляю  условия повышения эффективности обучения и развития учащихся;
- использую  методические рекомендации по применению технологии дифференцированного обучения.
Если не учитывать индивидуальные особенности учащихся, не осуществлять дифференцированную работу на уроках, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у  некоторых будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть, что  неизбежно приведёт к снижению успеваемости.
Нельзя признать плодотворной практику, когда всем учащимся без учёта их определившихся склонностей предлагают одно и то же задание.
Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивает способности учащихся.  Данный вид обучения  может применяться на каждом уроке и на всех его этапах, а также на дополнительных занятиях с одарёнными учащимися,  где разбираются вопросы повышенного уровня сложности.
Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а также при повторении пройденного материала. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе   и типе урока.
Например, если это  урок  изучения  нового материала, то необходимо выделить три этапа. Первый этап - объяснительно - иллюстративный -  состоит в том, что сообщается готовая  информация разными средствами, а учащиеся осваивают данную информацию.
На втором этапе, в основу которого положен эвристический метод обучения, готовлю учащихся к самостоятельному решению проблем (например, подготовка небольшого отчета группами обучающихся по предложенным им заданиям; работа с дополнительными источниками информации по данной теме - просмотр мультимедиа, видеоопытов, поиск информации в Интернет-ресурсах и книгах). Цель второго этапа -    формирование у учащихся умений интегрировать свои знания.
На третьем этапе  - исследовательская работа, творческое применение знаний (например, углубление изученного материала и фиксирование обучающимися данного уровня знаний - решение  усложненных задач и упражнений, выполнение более сложной практической работы и т.д.). На данном этапе часто разнятся результаты обучающихся в освоении более сложного материала - и одна из трудностей  - это переход на индивидуальную работу с обучающимися.
Если же это урок систематизации знаний, то я широко применяю  методику свободного выбора разноуровневых заданий. На этом уроке учащиеся формируют и отрабатывают навыки и умения по определенной теме. Предлагаются задания трех уровней. Выполнение заданий начинается с первого уровня. Задания первого уровня составляются таким образом, чтобы учащиеся могли их выполнить, используя образец, предложенный либо при выполнении данного задания, либо на предыдущем уроке.
Если это урок контроля усвоения пройденного материала, то дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию. Учащимся предлагаются карточки с разноуровневыми заданиями или тестами. Обычно  это трёхвариантные задания по степени трудности: облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся). Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, могут варьировать свою учебную нагрузку, учатся адекватно оценивать свои знания.
Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:
 Первый уровень - минимальный..Выполнение заданий такого уровня основано на памяти учащихся.. За выполнение такого задания они получают отметку "3". Первый уровень позволяет:
1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
 Второй уровень - понимания и творчества. Задания требуют мыслительных операций. За выполнение такого задания они получают отметку "4", поэтому данный уровень овладения материалом (уровень понимания) и, соответственно, уровень заданий называют общим. Второй уровень позволяет :
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
 Третий уровень - продвинутый. Почти в каждом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Выполнение заданий такого уровня оценивается  отметкой "5". Третий уровень позволяет:
1. Развивать устойчивый интерес к предмету.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
Мною используются различные  способы  дифференциации на уроках  биологи, некоторые из них приведены ниже:
1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности  (репродуктивной, продуктивной, творческой).
К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, решение задач по генетике, составление тестов), создавать новый продукт (составление цепочек питания, пищевых пирамид). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.
На уроках биологии используются различные виды продуктивных заданий, например:
- Поиск закономерностей в процессе развития микроорганизмов разных видов;
- классификация изученных классов и видов животных;
-  самостоятельное составление кроссвордов, загадок;
- работа с микроскопом;
- разработка и обсуждение путей решения различных экологических проблем;
- Нестандартные и исследовательские задания:
-по-своему оформи (изобрази) понятие,
- передай полученную информацию в виде рекламы, интервью,
- сочини поговорку, загадку, рифму по теме,
- составь словарь,
- составь кроссворд,
- составь викторину,
- придумай свое задание для одноклассников,
- предложи свою версию происхождения....
- оформи газету,
- разработай схему, памятку для себя и одноклассников,
- подготовь вопросы по теме, которые хочешь задать другим ученикам или  учителю, чтобы  проверить их знания или пополнить свои,
- подбери свои примеры на данное правило.
 
 
Дифференцированная работа с использованием типов продуктивных заданий:
 Даны элементы цепи питания в неправильном порядке: «травянистая растительность», «орёл», «жаба», «уж», «саранча», «микроорганизмы».
Задание для 1-й группы. Восстановить порядок в цепи питания, с указанием всех трофических связей.  ( 3 балла)
Задание для 2-й группы. Восстановить порядок в цепи питания, с указанием всех трофических связей, а также определить консументы различных порядков, продуценты, редуценты.  ( 4 балла)
Задание для 3-й группы. Выполнить задание для 2-й группы. Придумать свои несколько вариантов. ( 5 баллов).
Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Например,  на лабораторной  работе  все дети выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
Обычно работа организуется следующим образом. Ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с  моей помощью анализируют алгоритм работы  или предложенный образец, фронтально выполняют часть задания. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна часть детей  начала работать самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети  с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания под  моим руководством . Этап проверки проводится фронтально.
Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.
Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференцированного подхода.
1. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий по возрастающей степени трудности.
2.Индивидуальные дифференцированные задания.
3.Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
4.Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий по  возрастающей сложности.
5.Индивидуально-групповые задания.
Еще я часто использую дифференцированный подход при подготовке домашнего  задания (например, подготовка небольшого  сообщения  по предложенным заданиям, презентации, работа с дополнительными источниками информации по данной теме, поиск информации в Интернет-ресурсах и книгах и т.д.)
Проанализировав возможности использования технологии дифференцированного обучения на уроках биологии, можно сделать вывод, что повышению качества и результативности учебного процесса будут способствовать более широкое использование  возможностей дифференцированного обучения, а именно:
-использование разноуровневых заданий  -  домашние задания, проверочные задания, различная по форме и содержанию информация в виде таблиц, графиков и диаграмм, учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников;
-использование заданий на применение знаний для объяснения природных явлений;
-более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.
Итак, дифференцированный подход к учащимся – это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их типологических особенностей, проявляющееся в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И это, я считаю, необычайно важно.
Хочется предостеречь от упрощенного отношения к дифференциации, т.е. деление детей на группы сильных и слабых, так как это негуманно  и противоестественно. При таком делении происходит унижение одних и возвышение других. Такой объективный подход, т. е. отношение к человеку как к объекту, отождествляет сущность дифференциации с ее следствием.
Сущность дифференцированного обучения и воспитания состоит в оказании психологической и методической помощи учащимся в том, чтобы они стали успешными в учебно-познавательной деятельности, то есть могли эффективно усваивать учебную информацию.
 Хочу отметить, что дифференциация не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.
Уровневая дифференциация
Положительные аспекты Отрицательные аспекты
Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей.  Деление детей по уровню развития негуманно.
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. Высвечивается социально-экономическое неравенство.
Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними.
Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам.         
Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства.
Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании.      Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети.
Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.       
Повышается уровень мотивации учения в сильных группах.       
 
Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости.
Понижается уровень мотивации учения в слабых группах.
 
Необходимо помнить, что идти нужно  не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
При дифференцированном обучении,  учитывая свои способности, интересы, потребности, учащийся получает право и возможность выбирать объём и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою нагрузку при обучении. Учитель может направлять, подсказывать, вдохновлять ученика, но ничего за него не делать.  Иначе ученик ничему не научится.