7 мая 2015
Кантя В. П. , учитель русского языка и литературы  I категории  
Урок-игра  развития речи в 7 классе
 Я - деловой человек
 
Цели урока:
-развитие диалогической и монологической речи учащихся;
 -совершенствование стилистических разновидностей речи;
- закрепление орфографических, пунктуационных и орфоэпических умений и навыков;
-предпрофильная подготовка учащихся;
-воспитание учеников как творчески активных, предприимчивых личностей.
 
Прочитать тему урока.
В теме урока имеем интересное словосочетание  – какое?- (деловой человек). Для того чтобы легче  понять цели нашего урока, о которых я скажу ниже,  послушайте несколько поговорок и пословиц  со словом «деловой».
                                                                
( индивидуальное  домашнее задание)
На доске:
В умелых руках дело спорится .
И маленькое дело делай как большое.
Дело мастера боится.
Не кончив одного дела, не начинай другого.
Важно начать дело, и оно обязательно завершится.
Кто любит труд, без дела не останется.
Не слова украшают человека, а его дела.     
Торопливость делу не помогает.
Без дела жить – только небо коптить.  
 
Найдите синоним слова дело в последних трёх предложениях
 
(Работа, занятие, поступок, деятельность).
 
Кто  скажет, кто такой деловой человек?
 
(Это человек, занятый делом, занятием, работой, трудом, труженик, а не бездельник, человек, который созидает, творит, строит).
 
Объявляются цели урока, записывается дата и под диктовку эпиграф:
                                                                     Гениальность – редчайший дар,
                                                                       но   профессионалом может
                                                                        и должен быть каждый.  
  Ученики объясняют, как нужно писать эпиграф, комментируют  знаки препинания  и орфограммы.
 
 
Гости. Здравствуйте, можно войти?
 
 Учитель. Пожалуйста. Будьте добры, представьтесь.
 
Гость 2. Мы представители всем известной и уважаемой фирмы «Содружество». Цель нашего нахождения здесь, в вашем коллективе, - поиск подходящей кандидатуры на замещение должности, с которой у нас уходит работник. 
 
 Гость 1.Так как условия рыночной экономики жёсткие и диктуют нам свои правила, в нашем распоряжении  лишь 40 мин. для выявления человека со способностями, необходимыми для работы у нас. Можете вы нам предоставить такую возможность?
 
  Учитель.     Да, с удовольствием.
 
    Гость 2. Мы ищем  человека, соответствующего всем параметрам делового человека: ум, внешнее обаяние, высокая трудоспособность, профессионализм.
 
Учитель.       Я думаю, что это будут Оксана и Ваня.  Ещё это могут быть Настя и Саша, но так как  время ограничено, пусть первые будут конкурсантами, а вторые – их помощниками, и моими тоже, т. е. консультантами.
 
Учитель. Я понимаю, что ход урока  в ваших руках, - начинайте.
 
Гость 1 Господа, расскажите, пожалуйста, о себе. Нам важно услышать вашу собственную психологическую характеристику, притом вы должны были составить её из слов - по 2 слова каждой части речи, на ваш выбор.
 
(проверка  домашнего задания конкурсантов– собственной характеристики)
 
Гость 2. Спасибо, господа. (обращается к учителю). А можно узнать Ваше мнение о конкурсантах?
 
                                             Характеристика  
Оксана Ваня
Умница - лидер Личность - пример
Талантливая -надёжная Любознательный- справедливый
Уметь- стремиться Стараться- побеждать
Активно- впереди Лучше - всегда
Интересующаяся- открытая Целеустремлённый- одолевающий
Удивляя-очаровывая Вдохновляя- стараясь
Первая - четверо Пять, четверо
Наша- любая Наш - такой
 
Вопрос классу – по цепочке:
Какие части  речи употребила в характеристике я так же, как и ребята?
А почему именно эти? (Нет предлога, союза - это служебные части речи).
Почему  я  повторила местоимения в характеристике (наш, наша)?
(Мы дорожим ими, мы горды тем, что они в нашем классе).
                           
Гость 1. Спасибо, господа. Нам многое стало известно из ваших характеристик.
Продолжим знакомство. «По одёжке встречают, по уму провожают» .
А иногда достаточно и нескольких минут общения, чтобы стало понятно, кто перед тобой. 
 
Орфоэпическое задание для конкурсантов
  Правильно расставить ударения (без подготовки).
(класс при ошибке– хлопок)   
1.Алфавит, звонишь, досуг, свёкла, фарфор, красивее, средства, поняла, договор, торты, диспансер, жалюзи, ходатайство, кухонный.
 2.Щавель, намерение, статуя, взяла, завидно, документ, квартал, облегчить, избалованный, арбуз, каталог, украинский, обеспечение, начать, включенный, отдала.
Групповое задание №1 - 2 ученика
Составить логическую композиционную цепочку рассуждения, используя необходимые из предложенных терминов (завязка, портрет, аргументы, кульминация, развитие действия, тезис, вывод, интерьер, пейзаж).
  Групповое задание №2 – 2 ученика
Подчеркните слова, использующиеся для связи вывода с доказательствами в тексте (аргументами):
Например, таким образом, это доказывает пример, во-первых, во-вторых, мне кажется, из сказанного следует, с моей точки зрения, следовательно, мы видим, итак, следует отметить
Для чего служат остальные слова?
Гость 2. Господа, хотим поделиться с вами, что работники нашей фирмы надёжными помощниками в своей работе считают словари. А особенно им помогает словарь правильного написания слов …(орфографический). Правильная постановка знаков препинания тоже характеризует грамотность человека.
  Конкурсант 1                (пишут все, комментирует конкурсант)     
Расставить знаки препинания, составить схемы:
Важно нач…ть дело и оно об(?)язательно завершит(?)ся.
(Не) кончив одного дела не нач…най друго…о.
(Назвать  последний признак в синтаксической характеристике  второго предложения).
Конкурсант 2                (пишут все, комментирует конкурсант)     
Расставить знаки препинания, составить схемы:
Труд заверш…ный к сроку благоухает розой.
(Не) слова укр…шают ч…ловека а его д…ла.
(Как находим границу причастного оборота?)
Гость 1  Господа, нам важно узнать ваше отношение к избранному делу? Как вы понимаете одно из этих выражений?
(Развёрнутое лексическое толкование выражения на выбор).
Конкурсанты  выбирают  предложение  – тему мини-сочинения.
Учитель. В течение нескольких минут (ориентируемся на 7 минут) вы должны написать несколько предложений по данному высказыванию.
 Дома вы писали сочинение по пословице о труде. Свяжите домашнее задание  с темой нашего урока и с этим заданием. Что общего между ними?  (синоним слова дело - труд, наверное, общим является то, что  слова деловой и трудолюбивый – синонимы).
Какого типа будет этот текст? (Это будет текст- рассуждение).
Почему? ( Мы должны доказать какую-то мысль).
Его структура? 
Проверка задания I группы – ключ-слайд.
Какие ключевые слова вы будете употреблять в вашем высказывании?
Помните, они будут повторяться во всех частях текста.
А как связываются между собой части текста?  
         Из каких частей состоит рассуждение?
ТИП РЕЧИ   — РАССУЖДЕНИЕ
 
Рассуждение                                    дает объяснение  какому – либо  
                                                           явлению, предмету, факту,  событию…
 
Рассуждение                                   отвечает на вопросы: почему это есть?
                                                          почему это произошло, случилось?
                                                          Почему так?
                  
СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ РАССУЖДЕНИЯ
1. Вступление    (бывает не всегда)
2. Тезис, т. е. основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.
3. Аргументы, т. е. доказательства, доводы, мотивы, обоснования.
4. Вывод, т. е. итог, к которому пришел автор рассуждения.
Проверка задания II группы – ключ- слайд.
Тезис доказывается (объясняется) с помощью аргументов.
          Аргументы могут быть связаны с тезисом и между собой такими вводными и уточняющими конструкциями, как: в этом легко убедиться, это объясняется следующим, и вот почему, так как, потому что, поэтому, ибо,  если, когда, хотя, например, это доказывает пример, во-первых, во-вторых, мне кажется, с моей точки зрения, мы видим, следует отметить, также, затем, как ни, но…и т.п.
 Вывод связывается с доказательствами посредством конструкций, использующих слова: поэтому, следовательно, значит, таким образом, из сказанного следует, итак, вот почему и т.п.
 
Учитель.Для чего служат остальные слова? (для связи аргументов с тезисом)
Что ещё нужно помнить при написании сочинения?
 Для доказательства тезиса обычно приводится несколько аргументов. Как правило, границы подобранных автором исходного текста аргументов совпадают с границами абзаца.
Ключевые слова должны повторяться в каждой части сочинения.
Конкурсанты пишут сочинение. В целях экономии времени
консультанты оформляют вступление и вывод, конкурсанты пишут основную часть.
Работа с классом. На доске - остальные выражения.
Объяснить орфограммы и пунктограммы на доске и в тетрадях.
В умелых руках дело спор…т(?)ся.
А. П. Чехов сказал в человеке всё должно быть пр…крас( )но.
Великая штука настр( )ение людей.
Составить схемы двух последних предложений.
Кто помнит всё изречение А. П. Чехова «В человеке…»?
Как понимаете это выражение? Объяснить употребление автором повторяющегося союза И в смысловом плане?
(Чтение сочинений).
Гость 1 Спасибо, достаточно, мы поняли, что вы разделяете мнение авторов этих выражений.
Гость 2 Представьте, что вы выиграли конкурс. Как вы будете выглядеть, когда придёте в нашу фирму?
Учитель. Об этом нам расскажут…, но сначала обратите внимание на экран. Сегодня мы научимся различать значения некоторых иноязычных слов, имеющих отношение к теме урока.
 Этике́т (фр. étiquette) — слово французского происхождения.
Этикет — нормы и правила поведения людей в обществе. Виды этикета:
аристократический — в так называемом высшем обществе;
воинский — среди военных;
деловой — в сфере бизнеса и деловых контактов;
дипломатический — в международных отношениях;
исламский — предписываемый нормами шариата;
придворный, или дворцовый, — в придворной жизни королевского дворца;
речевой — правила речевого поведения;
сетевой — в интернете.
Э́тика (греч. «нрав, обычай») — философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность.
Основные проблемы этики:
Проблема критериев добра и зла, добродетели и пороков;
Проблема смысла жизни и назначения человека;
Проблема свободы – воли;
Проблема должного, его совмещение с естественным желанием счастья.
Какие из норм можем назвать внешними, какие внутренними? Почему?
Когда о человеке говорят, как о гармоничной личности?
(когда в нём сочетаются, одинаково выражены и внутренние, и внешние нормы).
Имидж - (англ. image - от лат. imago - образ, вид), целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п. Деловой имидж – это то представление, которое человек создаёт сам о себе как внешнее отражение своей  личности и как показатель собственно деловых и чисто человеческих качеств.
Сообщение «Имидж делового человека» - 3 ученика (костюм делового человека, культура речи, манеры).
 
Гость 1. Остаётся проверить, умеете ли вы писать заявление?
Учитель. Особенности формы этого текста?
 На что обратить внимание при написании заявления?
                                              (слайд)                    
Учитель. Устали? Театральная пауза. (Инсценированный отрывок).
Гость 2. Оказывается, вы действительно талантливы. Если вы выиграете конкурс, директор фирмы обязательно спросит, что вам даёт ваше хобби?
Учитель Ответьте на этот вопрос дома в письменной форме (каждый должен поделиться секретом о любимом занятии на досуге и ответить на вопрос «Что мне  даёт моё хобби?»)
На доске «Моё хобби»
 ХО́ББИнескл., с. [англ. hobby букв. конек]. Увлечение, любимое занятие для себя, на досуге.
Объяснить, почему употребляем местоимение моё? ( иноязычное неодушевлённое существительное).
 
Гость1.  Спасибо, господа! Пора подводить итоги.
 
Учитель. Начнём с вас.
Гость1.На мой взгляд, оба конкурсанта выглядели достойно. Со всеми заданиями они справились.
Гость2.Позвольте мне дополнить: мне кажется, что не менее достойно они смогли бы проявить себя в других областях знаний. Наверное, в будущем это будут хорошие специалисты.
Учитель. Вы совершенно правы. У каждого из вас есть мечта, связанная с выбором профессии. Сегодня  не все ещё определились, кем быть. Мне остаётся только пожелать, чтобы все ваши мечты сбылись. А для этого надо верить в мечту и работать. А база у вас есть. Стремление знать есть. Интерес, ум,  любознательность, внешнее и внутреннее обаяние, трудолюбие есть не только у наших конкурсантов, но и у остальных.
 Выпадает из списка требований к деловому человеку пока только высокий профессионализм. Но всё это у вас впереди при высоком стремлении.
 
К чему нас призывает эпиграф урока?
Гениальность – редчайший дар, но профессионалом может и должен быть каждый.
Гости высказывают своё мнение о конкурсантах.
Учитель. Как думаете, есть ли шанс у наших конкурсантов не на уроке, в игре выиграть профессиональные конкурсы? Почему? А у других? Что для этого надо?
Комментирование оценок.
Понравился урок?
Чем понравился урок?