7 мая 2015
                                     Чернопищук С. И. ,
учитель начальных классов I категории
 
 
Викторина по русскому языку и литературному чтению
для учащихся 3 класса
  «Состязание грамотеев»
 
Цели:
- развивать устную речь учащихся, обогащать словарный запас пословицами и другими видами УНТ;
- закрепить умение разбирать слова по составу, умение подбирать однокоренные   слова,
- воспитывать сплочённость коллектива.
 
1.Организационный момент и сообщение целей.
    Сегодня мы проведём викторину. Устроим соревнование по рядам, чтобы узнать, на каком ряду сидят лучшие «знатоки русского языка».
     Участвуют три команды: команда «А», команда «Б» и команда «В».
     Победят самые активные, внимательные и, конечно, умные ребята.
 
2.Разминка.
     Школьники играли в военную игру, передавали зашифрованный приказ. При этом приказе была приписка:
«Кот спрятан в дупле старого дуба».Дети не смогли прочитать зашифрованную записку и не поняли для чего нужен кот.
      - А вы догадались, в чём здесь дело?
      (Кот – домашнее животное.
       Код – система условных обозначений или сигналов.)
 
3.Игра «Найдите друзей».
     - Прочитайте слова.
     - Определите части речи.
     - От данных слов образуйте однокоренные слова.
А – Лень - …
Б – Боль - …
В – Соль - …
    (Подсчёт по рядам. За 2 слова – 1 балл в копилку команды, за 1 слово – 0,5 балла.)
 
4. Игра «Соберите слова».
Составить слово и разобрать его по составу.
А – и, ник, снеж, под.
Б – а, сад, к, по.
В – чик, по, и, груз.
 
5.Составьте пару: фразеологизм и его значение.
 
Валять дурака.                                                      Быстро.
Вставлять палки в колёса.                                   Далеко.
В два счёта.                                                           Преувеличивать.
Заморить червячка.                                               Бездельничать.
За тридевять земель.                                            Тесно.
Повесить нос.                                                        Мешать.
Делать из мухи слона.                                          Перекусить.
Яблоку негде упасть.                                            Загрустить.
Выбиться из сил.                                                  Пешком.
Клевать носом.                                                     Устать.
На своих двоих.                                                    Испуган.
Ни жив, ни мёртв.                                                Засыпать.
 
6.Игра «Собери слова».
 
      Из этого набора букв у вас должно получиться по два слова.
      Выделите буквы одного слова,  и у вас сложится второе слово.
 
А – Что мешает лентяю учиться?
       Д  Л О В Д Ы О Й Р К Ь И                 (Лодырь, двойки.)
 
Б – Кто съел весь сыр?
       С Е М Ы Р Ш А К Я А                         (Серая мышка.)
 
В – Убери одежду, но спрячь монетку.
       К С А О Р А П Е Ф А Й К Н А            (Сарафан, копейка.)
 
7.Игра «Найди пару».
 
      Подумай, какая связь между словами в левой части. Составь подобную пару, выбрав одно из пяти слов, заключённых в скобки.
 
Лошадь – жеребёнок.                           Корова – пастбище, рога, молоко, телёнок, бык.
Ложка – суп.                                         Вилка – масло, нож, тарелка, мясо, посуда.
Коньки – зима.                                     Лодка – лёд, каток, лето, весло, река.
Ухо – слышать.                                     Зубы – видеть, лечить, жевать, рот, щётка.
Собака – шерсть.                                  Щука – овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя.
Чай – сахар.                                           Суп – вода, тарелка, соль, крупа, ложка.
 
8. Игра «Подбери антонимы к многозначным словам».
Тихий голос – громкий.
Тихая улица – оживлённая.
 
Прямая палка – кривая.
Прямые волосы – кудрявые.
 
Близкий путь – далёкий.
Близкий человек – чужой.
 
Открытое окно – закрытое.
Открытая вражда – тайная.
 
Свободный стул – занятый.
Свободный костюм – тесный.
 
Добрый человек – злой.
Добрый совет – плохой.
 
9. Игра «Исправь ошибки в пословицах и поговорках».
 
1) В гостях хорошо, а дома хуже.                                     (лучше).
2) Ус хорошо, а два – лучше.                                            (ум)
3) Один в золе не воин.                                                     (в поле)
4) В темноте, да не в обиде.                                              (в тесноте)
5) Утопающий за палку хватается.                              (за соломинку)
6) От добра бобра не ищут.                                               (добра)
7) Дыма без коня не бывает.                                             (огня)
8) Кончил мыло – гуляй смело.                                        (дело)
9) Терпенье и пруд всё перетрут.                                     (труд)
 
10.Игра «Назови второе слово».
 
       Назовите второе слово в названии хорошо известных вам литературных произведений.
 
Красная   …Шапочка.
Гадкий   …утёнок.
Аленький    …цветочек.
Золотой   …ключик.
Серая   …Шейка.
Спящая   …Красавица.
Двенадцать   …месяцев.
Снежная   …королева.
Маленький   …Мук.
 
11.Игра «Замени одним словом каждое из словосочетаний».
 
Посетитель кинотеатра – зритель.
Посетитель ателье – клиент.
Посетитель парикмахерской – клиент.
Посетитель футбольного матча – болельщик.
Посетитель магазина – покупатель.
Посетитель поликлиники – больной.
 
12.Игра «Мы любим сказки».
 
1) Как называется сказка итальянского писателя, где все герои – фрукты и овощи?
     («Приключения Чиполлино», Джанни Родари.)
 
2) Имена трёх поросят начинались именно с этой буквы. Какая это буква?
     (Н – Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф.)
 
3) Нам кажется, что имя этой сказочной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло от названия какого-то грязного вещества. О ком идёт речь?
      ( О Золушке.)
 
4) Как начинает А. С. Пушкин «Сказку о царе Салтане…»?
     (Три девицы под окном
     Пряли поздно вечерком…)
 
5) Какое лекарство хотела дать Мальвина Буратино?
     (Касторку.)
 
6) Как звали трёх медведей из сказки А. Толстого «Три медведя»?
     (Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка.)
 
7) Этот сказочный герой очень любил ловить пиявок. Кто это?
      (Дуремар.)
 
8) Волшебный предмет царицы из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»          А. С. Пушкина.
     ( Зеркало)
 
9) Фамилия, которую придумал своему хозяину герой сказки Ш. Перро «Кот в сапогах».
     (Карабас)
 
13.Игра «Сказки – антонимы».
 
Домашние утки.                                          Дикие лебеди.
Девочка с ручку.                                         Мальчик-с-пальчик.
Тигр без туфель.                                          Кот в сапогах.
Железный замочек.                                     Золотой ключик.
Прекрасный лебедь.                                   Гадкий утёнок.
Умница на Солнце.                                    Незнайка на Луне.
Крестьянка на бобах.                                 Принцесса на горошине.
 
14.Подведение итогов. Награждение.